вторник, 30 августа 2011 г.

Деконструктивизм

Просмотрев множество изображений с архитектурой и не только, стало ясно, что для моего проекта напрашивается стиль - деконструктивизм. А вот и занимательная статья об этом стиле.
http://cih.ru/k2/decon2.html
Заха Хадид http://archvestnik.ru/ru/magazine/665
http://www.kulturologia.ru/blogs/220611/14743/
http://rdh.ru/events/on-air/1662-muzej-transporta-po-proektu-zahi-hadid.html


ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ - СТИЛЬ, направление в архитектуре 1980-х гг., обшей моделью которого послужил советский КОНСТРУКТИВИЗМ 1920-х гг. Однако на смену великим идеалам гармонии, единства и ясности пришли идеалы дисгармонии, разлома и таинственности. Образно говоря, вместо совершенства возможно нарушенное совершенство. Наиболее известными архитекторами Д. являются Куп Химмельблау, Питер Айзенман, Фрэнк Гери, Заха М. Хадид, Рем Колхас, Даниэль Либескинд, Бернард Булле.

Музей мировой войны в Манчестере. Архитектор – Д. Либескинд. Здание состоит из трех пересекающихся изогнутых объёмов.

Деконструктивизм
  в архитектуре, или деконструкция  – это развитие постмодерновой  архитектуры, начало которой было  заложено в конце 1980х. Этот стиль характерен своей фрагментарностью, необычными интересными манипуляциями с поверхностью, непрямолинейными формами. Внешность зданий  в таком стиле – раздражающая  непредсказуемость  и контролируемый хаос.
Важные события в истории развития
  деконструктивизма: архитектурный конкурс  Парк де ла Вилет (особое внимание уделено проекту Жака Деррида и проекту-победителю архитекторов Петера Айзенмана и Бернара Шуми); 1988г. - выставка музея Современного искусства в Нью Йорке, посвященная деконструктивистской архитектуре. Она была организована Филипом Джонсоном и Марком Вигли; 1989 год - открытие Векснеровского центра искусств в Колумбии по проекту Петера Айзенмана. На Нью Йоркской выставке были представлены проекты  Френка Гери, Даниэля Либескинда, Рема Кулхааса, Петера Айзенмана, Захи Хадид, Купа Химмельблау и Бернара Шуми.  После этой выставки  многие из архитекторов, которых относили к  деконструктивистам, сами дистанцировались от этого термина. Несмотря на это, термин остался и существует поныне,  являясь одним из основных направлений в  современной архитектуре.
Поначалу некоторые из архитекторов-деконструктивистов попали под
  влияние  идей французского философа Жака Деррида. Айзенман также тесно общался  с Деррида, но его собственный подход  к архитектурному проектированию сформировался задолго до того, как он стал деконструктивистом. Для него деконструктивизм – это расширение его интересов в радикальном формализме. Некоторые практики деконструктивизма экспериментировали с формой и геометрических дисбалансов русского конструктивизма. К деконструктивизму 20-го века также относятся: взаимозаменяемые  модернизм/постмодернизм, экспрессионизм, кубизм, минимализм и современное искусство. Деконструктивизм пытался увести архитектуру от тех сдерживающих её принципов, которым следуют практики: форма следует функции, чистота формы, etc.

История, контекст и влияния

Модернизм и постмодернизм


 
Центральная библиотека в Сиэтле. Архитектор Рем Кулхаас.

Деконструктивизм в современной архитектуре стоит в оппозиции строгой рациональности модернизма. Его отношения с постмодернизмом также находятся в конфронтации. Хотя постмодернисты и зарождающиеся деконструквисты-архитекторы уже публиковали свои теории в журнале «Противостояния» (публикации1973-1984гг). Статьи в этом журнале ознаменовали начало окончательного разрыва между двумя направлениями. Деконструкция оказалась в конфронтации
   с большей частью архитектуры и архитектурной историей, разъединяя и разбирая на части архитектуру.  В то время как постмодернизм утверждал, что модернизм «сбежал», деконструктивизм отрицает это. Деконструктивизм  также отказывается от украшения. Эти принципы означали, что деконструктивизм ставит себя в один ряд с чувствительностью модернистского анти-историзма.
Кроме «Противостояний» публикация Роберта Вентури «Сложности и противоречия
  в архитектуре» (1966) также провела черту между  деконструктивизмом и  борьбой модернизма с постмодернизмом, «Сложности и противоречия»  выступает против чистоты, ясности и простоты модернизма. В этой публикации функционализм и рационализм, два основных течения модернизма, были опровергнуты как парадигмы  постмодернистского и деконструктивистского толкования.  Вентури (который сам был постмодернистом) считал, что  орнамент и историческая аллюзия  добавили богатства, красоты архитектуре, от которой  модернизм отказался. Некоторые постмодернистские архитекторы пытались снова использовать орнаменты даже в проектах зданий экономкласса и с минимальным бюджетом, но, по мнению Вентури, это была  попытка декорировать сарай. Рационализм дизайна был отвергнут,  но функциональность  здания была по-прежнему неприкасаемой. В следующей работе Вентури утверждал, что знаки и орнаменты могут использоваться в практике архитектуре, прививая сложную философию семиологии.

 
Музей Витра Дизайн. Архитектор Френк Гери. Вель-на-Рейне.

Деконструктивизм понимает «Сложности и
  противоречия»  абсолютно по-другому. Само  здание было главной темой споров и хитросплетений  в деконструктивизме без отчуждения орнамента. Скорее не проблема декорирования  здания, а его фукциональность озадачивала постмодернистов, таких как Вентури. Геометрия для деконструктивистов была тем же,  чем орнамент - для постмодернистов; в деконструктивизме сложность геометрии применялась к функциональному, структурному и пространственному аспектам здания .  Хорошим примером деконструктивизма может служить здание музея Витра Дизайн по проекту архитектора Френка Гери в Вель-на-Рейне. Он состоит из белых кубов абсолютно без каких-либо украшений, геометрия здания напоминает кубизм и абстрактный экспрессионизм. Это разрушает функциональный аспект  простоты модернизма с его отделкой белой штукатуркой. Другой пример деконструктивистской архитектуры – это Векснеровский центр искусств (архитектор Петер Айзенман). Здание имеет форму замка, которая  усложняется в результате множества сечений и фрагментаций. Трехмерная решетка пересекает всё здание. Решетка - элемент модернизма - сталкивается со средневековой античностью замка. Некоторые из колонн решётки намеренно не доходят до земли, зависание над лестницей создает ощущение неврастеничного  беспокойства и вступает  в противоречие со структурной составляющей колонны. Векснеровский центр разрушает архетип замка и воссоздает его пространства и конструкции, конфликтуя и  добавляя разнообразие.

Деконструктивистская философия


 
Искусство инсталляции Петера Айзенмана во внутреннем дворе Музея Старого замка в Вероне, Италия. «Сад затерянных шагов».

Основы деконструктивистской философии в архитектурной теории описал философ Жак Деррида, чьи идеи оказали большое влияние на архитектора Петера Айзенмана. Айзенман взял за основу некоторые принципы из литературного направления «деконструкция» (от лат.
de «обратно» и constructio «строю»; «переосмысление»), означающего понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст. И в соавторстве  с Деррида Айзенман создаёт несколько проектов, в том числе и проект  для конкурса  «Парк де ла Вилет. Оба, и Деррида и Айзенман, также как и Даниэль Либескинд увлекались идеей метафизики присутствия, и это - главная тема деконструктивистской философии в архитектурной теории.

Предпосылкой служило то, что язык архитектуры способен связывать значение и получать методы обработки на основе принципов лингвистической философии. Диалектика присутствия/отсутствия или заполненности/пустоты видна
  в большинстве проектов Айзенмана, как реализованных, так и нереализованных. И Деррида, и Айзенман считали, что местоположение, или место присутствия –  это и есть архитектура; а диалектика присутствия/отсутствия выражается  в конструкции  и деконструкции.
Согласно утверждениям Деррида прочтение текстов лучше проходит при работе с классическими сюжетными структурами. Любая архитектурная деконструкция требует наличия определенной архетипической конструкции и желания сыграть против. Дизайн Френка Гери собственного загородного дома в Санта Монике (1978) считается прототипом деконструктивистского здания. Первоначально это был загородный дом
  с типичным набором всех социально значимых функций. Гери изменил его компоновку, плоскости и многое другое, играючи перевертывая всё  в акте «де»строительства (деконструкции).
В добавление к концепциям Деррида «метафизика присутствия» и «деконструкция», понятия «следа» и «стирания» в его философии написания литературного текста и архитектурного написания были воплощены в зданиях деконструктивизма. Даниэль Либескинд создавал большинство своих ранних проектов в форме написания или беседы
  по написанию, часть работ – это  работа с формой бетонной поэзии. Он создал архитектурные скульптуры из книг и макетов  в тексте, чётко показывая связь своей архитектуры и письма.  Понятия «след» и «стирание» были использованы Либескиндом  во многих эссе, а также в его проекте для Еврейского музея в Берлине. Музей  представляет собой динамичную зигзагообразную змейку Холокоста, чтобы сделать тему четко читаемой и мучительной. Узкие окна-линии хаотично и демонстративно пересекавшие фасады во всех направлениях тоже выдают вызывающе антиархитектурный - декоративный - подход к задаче. Мемориал вьетнамским ветеранам (архитектор - Майя Лин)  и мемориал погибшим евреям Европы (автор-Петер Айзенман)  также отражают тематику «следа» и «стирания».

Конструктивизм и русский футуризм

Другие течения деконструктивистской архитектуры
  начала 20-х годов двадцатого века черпали вдохновение  в конструктивизме и футуризме России,  в графике и визуальной архитектуре, некоторые  из проектов были реализованы.
Художники Наум Габо, Эль Лисицкий, Казимир Малевич и Александр Родченко оказали
  большое влияние на графическое восприятие геометрических форм архитекторами – деконструктивистами, таких как Заха Хадид и Куп Химмельблау. И деконструктивизм, и конструктивизм уделяли особое внимание архитектонике создания абстрактной компоновки. Оба направления занимались радикальной простотой геометрических форм как первоначальным художественным компонентом, выраженным в графике, скульптуре и архитектуре. Тяга конструктивизма к пуризму, чего не было  в деконструктивизме,  выражалась в следующем: форма часто деформируется во время деконструкции конструкции. Если она уменьшена или вообще отсутствует - тогда это пропаганда социалистических и коллективистских идей.
Первоначально графическими мотивами конструктивизма были прямоугольный стержень и треугольный клин, квадрат и круг. В серии Проунов (собственный вариант трехмерных супрематических композиций), Эль Лисицкий собрал коллекцию геометрических фигур под разными углами свободно плавающих
  в пространстве. Они раскрывали основные структурные единицы, например, стальной стержень или деревянная балка, прикрепленные в свободном порядке, сложенные в штабеля или наоборот разбросанные. Похожие с ними по композиции –  деконструктивистские серии Микромегас Даниэля Либескинда.

Символическое разрушение стены, эффектно дополненное конструктивистскими элементами наклоненными под разными углами стержней, переворачивает основы определения самого стержня. Этот хаос действительно создает определение стержня. Это структура. Внутренний беспорядок создает стержень, который в разломе раскрывается по всей длине.

Филип Джонсон и Марк Вигли. Деконструктивная архитектура

Современное искусство

Два направления в современном искусстве: минимализм и кубизм оказали влияние на деконструктивизм. Аналитический кубизм безусловно произвел эффект на деконструктивизм - формы и содержание рассекались и просматривались с разных перспектив одновременно. Синхрония разъединенных пространств четко видна
  во многих работах Френка Гери и Бернара Шуми. Синтетический кубизм с его использованием «найденного искусства», не так сильно повлиял на деконструктивизм как аналитический кубизм, но его видно  в ранних работах Френка Гери. Деконструктивизм также как и минимализм поддерживает  разъединение  с культурными ценностями. Он также часто разделяет понятие концептуального искусства.

УФА-Палас
  в Дрездене. Архитектор Куп Химмельблау.

Из-за склонности к деформации и дезориентации существовал также аспект экспрессионизма или экспрессионистской архитектуры. Временами деконструктивизм отражал разнообразие экспрессионизма, нео-экспрессионизма и абстрактного экспрессионизма. Угловатые формы кинотеатра УФА (архитектор - Куп Химмельблау) напоминает абстрактную геометрию многочисленных картин Франца
  Кляйна. Этот кинотеатр послужил декорацией для немецких сцен Эрнста Людвига Кирхнера (классик немецкого экспрессионизма). Работы Василия Кандинского также имеют много общего с деконструктивистской архитектурой. Его  смещение  в абстрактный экспрессионизм и уход  от метафорических работ передает то же настроение, что  и деконструктивистское отрицание орнамента в геометрии.

Некоторые художники 1980 - 1990х гг создавали работы в стиле деконструктивизм. Майя Лин и Речел Витеред, например. Мемориал (1982)
  военным ветеранам Майя Лин с его гранитными плитами, перерезающими самолет, построен в форме осколков, где содержание сокращено до минимума – это влияние деконструктивизма с его фрагментациями и акцентом на прочтении идей памятника. Лин также принимал участие в работе над проектом Векснеровского центра Айзенмана. Широкие  архитектурные формы Речел Витеред   это другой пример, где современное искусство сливается с архитектурой. Привидение (1990) - пространство жилых помещений, выполненное из гипса, сделало твердым пустое, намекая на термин  архитектурного присутствия Деррида. Гордон Матта-Кларк  создал множество «врезов здания», которые выставлялись во многих художественных галереях. Свои проекты художник создавал с помощью обычных инструментов. Он выбирал дома, которые предназначались к сносу, и вырезал в них разнообразные геометрические фигуры, тем самым, создавая  минимализм наоборот.

1988 выставка
MOMA (Музей современного искусства)
 


Танцующий дом в Праге. Архитектор Владо Милунич и Френк Гери.

В 1988 году Марк Вигли и Филип Джонсон были кураторами выставки «Деконструктивистская архитектура» музея современного искусства, которая сделала знаменитыми его главных практиков. Архитекторы, которые были представлены на выставке: Петер Айзенман, Заха Хадид, Куп Химмельблау, Рем Кулхаас, Даниэль Либескинд и Бернар Шуми. Марк Вигли написал сопроводительное эссе и попытался провести основную нить
  в творчестве разных архитекторов.

Проекты на этой выставке демонстрируют различную чувствительность, в каждом из них разрушена мечта о чистой форме. Это - способность к разрушению стереотипа
  нашего понимания о форме, что и делает эти проекты деконструктивными. Точка пересечения в проектах нескольких архитекторов там,  где каждый из них строит выбивающееся из обычного порядка здание, используя скрытый потенциал модернизма.

Филип Джонсон и Марк Вигли. Деконструктивная архитектура.

Компьютерный дизайн
 


Центр Штата (Массачусетский институт технологии), открытый в 16 марта 2004 года.

Компьютерный дизайн - необходимый сегодня инструмент для современной архитектуры. Трехмерное моделирование и анимация (виртуальная и физическая) очень помогают
  в понимании сложных пространств,  в то время как способность соединить компьютерные модели  с  реальными моделями (производство с использованием компьютерных моделей) позволяет  создавать массовое производство абсолютно разных различных модульных элементов за реальную стоимость. Если бросить взгляд назад, то кажется, что большинство ранних деконструктивистстких  проектов были созданы с помощью компьютера, но на самом деле - нет, конечно. Наброски Захи Хадид, например, а также - Гери, многие его макеты были созданы как будто на компьютере. Конечно, компьютер намного облегчил проектирование сложных поверхностей, но не всё, что выглядит странно, есть деконструктивизм.

Критическая теория

Публикация
  Кеннета Фремптона «Современная архитектура: история» (первое издание -1980) стала осознанием роли критики в архитектурной теории. Философское воздействие Деррида на  деконструктивизм также может рассматриваться как основы критической теории; это ещё одно ответвление  постмодернизма, критического регионализма. Два аспекта критической теории: актуальность и анализ  отражены в деконструктивизме. Сейчас пытаются заново исследовать эти работы  и работы предшественников  деконструктивизма,   а также пытаются заново установить основные эстетические критерии. Примером может служить Векснеровский Центр . Критическая  теория  в своей основе  несет критику капитализма и его избыточность,  с этой точки зрения многие из работ деконструктивистов проигрывают; конечно, если только они  не созданы для элиты, т.е. безумно дорогие объекты; несмотря на критику, они, тем не менее, расширяют  теорию  дизайна.
Векснеровский центр выдвинул на обсуждение живые архитектурные темы, например, функциональное значение и показывает их  актуальность  в архитектурном диалоге  с аналитической и критической точке зрения. Различие между критичностью  в деконструктивизме и  в критическом регионализме  состоит в том, что критический регионализм снижает всеобщий уровень сложности и сохраняет более чистый анализ пытаясь примирить модернистскую архитектуру  с местными  различиями. В действительности это приводит к «модернизму местного значения». Критический  регионализм показывает недостаток самокритичности и утопизм места.  А деконструктивизм поддерживает уровень и самокритики, и критики извне и стремится поддерживать степень сложности. Работы некоторых архитекторов ассоциируются с определенным направлением в архитектуре, всемирно известный Френк Гери всячески отрицает причастность своих проектов к деконструктивизму.

Музей Гуггенхайма в Бильбао на реке Нервион (Испания), архитектор Френк Гери.

Критики деконструктивизма считают этот стиль
  просто упражнением с чистой формой плюс небольшая социальная нагрузка. Кеннет Фремптон считает его элитарным и отстраненным. Другие  - согласны с последователями деконструктивистской философии – так как акт деконструкции -  это не эмпирический процесс, результатом которого может быть всё, что захочет архитектор, но появляется недостаток логичности. Сегодня,  есть мнение, что философская подоснова этого направления была утеряна. И всё что осталось -  это эстетика деконструкции. Другие критики отрицают, что архитектура – это язык, способный быть темой лингвистической философии,  а если это и был язык  в прошлом, то сегодня это уже не так. Другие задают вопрос о влиянии на будущие поколения  архитектуры, которые отвергают прошлое и представляют сомнительные ценности и которые часто преследуют стратегии, намеренно агрессивно  влияющие на человеческие чувства. 

И ещё подборка изображений на тему деконструктивизма:








Комментариев нет:

Отправить комментарий